Железнодорожный вокзал Самары, построенный в 1999-2001 г. на смену старого вокзала, функционирующего в городе более века, стал одним из узнаваемых символов Самары и одной из основных достопримечательностей города. Железнодорожный вокзал Самары славится необычной архитектурой и красотой здания, а также тем, что он является самым высоким среди вокзалов Европы.
Современный вокзал был построен на смену старому зданию железнодорожной станции Самара, построенному в 1876 году по проекту Н.И. де Рошефора. Старый вокзал действовал в городе 120 лет. Общая площадь вокзала составляла 3380 кв.м, вместимость вокзала была 980 человек, среднесуточная пропускная способность -1700 человек в сутки, полезная площадь на 1 пассажира — чуть более 1 квадратного метра.
Накануне Дня железнодорожника в 1996 году было начато возведение нового транспортного узла. При этом функционирование старого вокзала станции Самара на период строительства не прекращалось.
В 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с вместительным залом ожидания, лифтами, системой оповещения и электронным табло. Накануне начала 2000 года запущен в эксплуатацию пешеходный тоннель, связывающий привокзальную площадь со всеми посадочными платформами. Длина тоннеля более 240 метров.
Второй пусковой комплекс вокзала, включающий гостиницу, был введен в эксплуатацию в 2000 году.
Высотная часть здания вокзала — третий пусковой комплекс открылся в декабре 2001 года. Комплекс включает вестибюль сервис-центра, залы ожидания пассажиров, культурный центр с видеозалом, помещения административно-хозяйственной и техническо служб вокзала.
Общая площадь современного действующего комплекса железнодорожного вокзала Самары составляет более 32 000 квадратных метров. Полезная площадь на 1 пассажира — 5,6 кв.м. Пропускная способность вокзала — 11,8 тысяч человек в сутки. Одновременно вокзал Самары может вместить более 2600 человек. Каждый день Самарский железнодорожный вокзал принимает более 16 тысяч пассажиров.
Железнодорожный вокзал Самары имеет смотровую площадку — вокруг купола здания расположен большой балкон на высоте 95 метров (уровень 18 этажа). Общая высота купола вокзала со шпилем составляет 86 метров.
Главный архитектор проекта здания железнодорожного вокзала в Самаре — Храмов Ю.В. Генеральная проектная организация МУП институт «Самарагорпроект». Строительство осуществляла компания «Волгатрансстрой».
Железнодорожный вокзал на карте города